Статьи
Выбор автоматической КПП
Все чаще жители мегаполисов останавливают свой выбор на автомобилях с АКПП. Основная причина – удобство, особенно если это касается езды в пробках. Для женщин выбор и вовсе прост: исключительно «автомат». Даже после получения прав, не все разбираются, что он из себя представляет.
Как же отличить «автомат» и выбрать нужный вариант?
Гидротрансформаторная коробка
Это наиболее распространенная версия. От нее и пошло название «автомат». У гидротрансформатора в КПП – роль сцепления. Он передает при трогании автомобиля крутящий момент. При высоких оборотах, на скорости, происходит блокирование гидротрансформатора муфтой, расход топлива сокращается. Помимо этого, гидротрансформатор хорошо гасит разные колебания – и коробки передач, и двигателя, увеличивая у обоих агрегатов ресурс.
АКП и двигатель не связаны между собой жестко. Передача крутящего момента происходит с помощью трансмиссионного масла, циркулирующего в замкнутом круге под давлением. Потому качеству масла уделяется так много внимания.
Отвечает за переключение передач гидравлика, а именно – гидроблок. Им в современных «автоматах» управляет электроника. Тогда трансмиссия может работать в режиме экономичном, спортивном или стандартном.
Механическая часть коробки хорошо поддается ремонту и достаточно надежна. Наиболее уязвимое место системы – гидроблок, который при неисправности работы клапанов при переключении неприятно стучит.
Нужно следить и за качеством и количеством масла, хотя в некоторых современных АКПП даже это не требуется.
Насколько хорошо автомобиль ездит, сегодня зависит от электроники, информация к которой поступает с множества датчиков. При считывании сигналов, «мозг» коробки дает команду о переключении необходимых передач. Это – адаптивность «коробки».
Регулярное обновление программного обеспечения может позитивно сказаться на поведении авто. Чем больше передач, тем лучше плавность переключений, экономия топлива и динамика авто.
Появившийся впервые на Porsche режим ручного переключения Tiptronic быстро скопировали практически все производители. Однако, это всего лишь модная «фишка».
Автомобили, имеющие гидротрансформаторную коробку, это Citroen и Peugeot, Opel и Mazda.
Вариатор, или бесступенчатая автоматическая трансмиссия
Чаще всего вариаторы обозначаются буквосочетанием CVT. Внешне, такая трансмиссия не имеет отличия от «коробки автомат».
Виртуально, в вариатор можно внедрить множество передач, но это только имитация. По конструкции вариатор – это две пары шкивов в форме конуса. Между ними вращается ремень по изменяемому радиусу. Боковины шкивов имеют способность раздвигаться и сдвигаться – таким образом, изменяются передаточные числа. Ремень – это инженерное устройство, похожее на ленту из металлических пластинок или цепь.
Вариатор работает не только плавно, но еще и быстро – авто сразу же получает ускорение. В обслуживании вариатор дороже «автомата». Причина – в использовании дорогого масла, защищающего от перегрева. Оно нуждается в смене каждые 50-60 тысяч километров. После 100 тысяч пробега, скорее всего, понадобится и ремень.
Вариатор установлен на автомобилях RenaultScenic 2.0, MitsubishiLancer 1.8, AudiA4 2.0 Multitronic.
Коробка-робот, переключающая передачи
Правильно называть это устройство следует механической КПП с автоматическим сцеплением, поскольку на «автомат» она похожа только тем, что имеет 2 педали.
«Робот» - это полностью механическая КПП, имеющая одно отличие – за выжим сцепления и переключение передач отвечает два сервопривода, а управляются они электронным блоком. Интересно, что «автоматика» является вторичной. Роботизированная трансмиссия хороша тем, что передачи переключаются с разрывом потока крутящего момента, выражающегося при разгоне в паузах-провалах. Обычная МКПП также имеет провал, но водитель в это время занят выжимом сцепления и выбором передачи.
Что нужно сделать? Переключать передачи самому, обязательно перегазовывая. Остановившись на несколько секунд, нужно выключаться в нейтраль – так не перегревается сцепление. Длительная буксовка приведет к аварии.
Для чего же тогда и вовсе нужна такая трансмиссия? Во-первых, «робот» имеет нормальную цену, а во-вторых, экономно расходует топливо. Некоторые производители придумали оснащать руль специальными лепестками, с помощью которых передачи переключаются очень быстро.
Преселективные КПП
Роботизированные коробки переключения, по предположению некоторых экспертов, доживают свое последнее время. На смену им приходят роботизированные трансмиссии второго поколения. Это и есть название продвинутого «робота». Каждая из фирм выбирает свое название, но наиболее распространенным является DirectShiftGearbox– DSG. Трансмиссия в таких коробках переключается по четным и нечетным передачам, которые собираются в одном корпусе. Каждым предоставляется свое личное сцепление.
Весь секрет состоит в том, что в преселективной коробке всегда включены две передачи сразу. Только одно сцепление является сомкнутым, а второе разомкнутым. Второе смыкается, как только размыкается первое. Благодаря этому, за доли секунды происходит смена передач с вариаторной плавностью.
Из недостатков – сложность конструкции преселективной «коробки» и высокая стоимость и как самого «автомата», и его ремонта.
Однако преселективная коробка переключения передач сегодня считается верхом эволюции автоматических трансмиссий.
Увеличение числа передач в преселективных и гидромеханических коробках обусловлено больше экологическими нормами. Теперь, чтобы двигаться и попадать в пик тяги, машина должна иметь большое количество передач. В серии уже выходят 8-ступенчатые коробки. Но конструкторы занимаются разработкой 10-ступенчатой коробки передач.
Даже при большом количестве поклонников, «механика» просуществует еще недолго. Ведь автоматические КПП умеют комфортно и быстро переключать передачи – а это значит, что ручная коробка передач все меньше имеет смысл существовать.