Статьи
Автоматическая коробка передач и инструкция по ее использованию
Сразу нужно заметить, что пользоваться «автоматикой» умеют не все. Особенно это касается новичков. В этой статье будут рассмотрены правила пользования коробкой автомат, будет описана история создания и тонкости эксплуатации, управления и обслуживания,
... а также перечень действий, которые можно применять к АКПП, и которые – нельзя.
АКПП – это автоматическая коробка переключения передач. Для новичков она однозначно покажется более удобной. Обучение процессу происходит быстрей, новичок не отвлекается переключать скорость – а значит, менее аварийной оказывается ситуация на дороге.
В «автомате» водитель контролирует только ногу, перемещаемую по двум педалям. Устает водитель за рулем меньше, но АКПП требует к себе более бережного отношения по сравнению с «механикой».
Немного из истории
Первые аналоги АКПП возникают в начале 30-х годов прошлого века. Автомобили Ford-T используют планетарную механическую трансмиссию, первые «полуавтоматы» появляются в автомобилях корпораций Reo и GeneralMotors. Появление первых полноценных АКПП произошло на машинах GeneralMotors в 40-е годы. В опциях автоматическая трансмиссия появилась у автомобилей Oldsmobile, Cadillac и Pontiac.
В СССР установка АКПП была произведена на «Чайке», потом – на ГАЗе. Использовали АКПП городские ЛиАЗы и спецтранспорт. В 70-90-е годы почти не происходило применение АКПП, к ним вернулись уже в 2000-е годы, когда потребители стали выбирать иностранные авто, предлагающие и «автомат», и «механику».
Технология пользования коробкой автомат
Работать с АКПП достаточно легко. Сначала нужно запустить двигатель, затем нажать педаль тормоза и, удерживая ее, перевести в нужный режим рычаг – как правило, «D». Затем педаль тормоза следует отпустить, а «газ» нажимать плавно. В результате, автомобиль тронется с места сам. Чтобы притормозить, нужно отпустить акселератор, для совершения интенсивной остановки и торможения, и нужно нажать на педаль тормоза. Не забывайте об увеличенном потреблении топлива АКПП по сравнению с «механикой».
Режимы АКПП
У всех АКПП есть режимы распространенные и опционные, фирменные.
Основные режимы и функции
Р – Park – режим стоянки, паркинг. Включает работу внутреннего блокиратора. Автомобиль стоит на месте и не двигается.
R– Reverse – реверс, отвечает за движение назад.
N– Neutral– «нейтраль», выбор направления движения, можно использовать для короткой буксировки. Постоянно использовать нельзя.
D– Drive – автомобиль будет двигаться вперед. У него предусмотрена блокировка. Переход на этот режим возможен только при нажатой педали тормоза.
Режимы «4-3-2-L» - специальные, они нужны для разных дорожных условий. В каждом из режимов используется разное количество передач. Такие режимы нужны при особых условиях. Например, при движении в гористой местности, нужно перевести авто в один из цифровых режимов, и машина не будет разгоняться больше заданной скорости, не сжигая при этом тормоза. Режим «L» нужен для подъема, так появляется максимальная тяга.
Tiptronic, Steptronic (Типтроник, Стептроник) – режим переключения передач вручную. Дают контроль над автомобилем в сложных ситуациях. Если такой режим предусмотрен, то у АКПП есть специальный «вырез» со значками «-» и «+».
«Кickdown» или «Sport» - позволяет больше раскручивать двигатель и генерировать меньшую скорость. Благодаря режиму, становятся возможными резкие ускорения – такие как при обгоне, например. В ход идет мощность двигателя, но этот режим – не на каждый день.
D3 (S) – это пониженная передача, полезная для подъемов и спусков, неровного рельефа местности. Авто легче контролировать, оно лучше тормозит.
D2 – часто дублирует режимы «L» или «2». Пониженные передачи для особенно крутых спусков и подъемов, при движении по гололеду и песку.
Из дополнительных режимов разгона могут быть представлены нормальный, спортивный и экономичный (N, S, E соответственно).
Многие автоматические коробки передач имеют зимний режим работы. Его можно узнать по обозначениям «HOLD», «W», SNOW», «*»,«WINTER». Такой режим бережет машину на пути, покрытом снегом, гололедом и грязью. Дает большую нагрузку на узлы, поэтому многими ограничивается в использовании. При включении режима летом, АКПП перегревается.
«Shift» - кнопка сервиса. Располагается в основном с «Р». Если автомобиль полностью обесточен, кнопка механически отключает блокиратор рычага АКПП.
Учитывая постоянное совершенствование АКПП, в них могут присутствовать режимы, в данном материале не рассмотренные. Плюс, у производителей один и тот же режим может называться по-разному.
Правильное пользование «автоматом»
Включать режимы заднего хода, парковки и движения вперед можно только после того, как автомобиль полностью остановится.
Тормозить и трогаться с места нужно плавно. «Автомат» может сломаться, если визжать покрышками, в лучшем случае – будет совершать рывки между передачами.
Не стоит буксировать прицепы и другие авто, нельзя вытаскивать иной автомобиль, застрявший в грязи, или заводить его на ходу: АКПП либо быстро износится, либо сломается.
«Автомат» нуждается в своевременном обслуживании, он чувствует качество масла. На емкости для масла должны быть надписи ATF или ЖАК. Другое масло заливать не нужно.
Для внедорожника АКПП использовать не стоит – она обречена на поломку. Исключение – разовая поездка на дачу по битому асфальту.
При застревании в грязи, авто нужно либо толкать снаружи, либо ждать помощи. Буксовать не нужно – только перегреется АКПП.
Использование авто в режимах «3-2-L» нужно держать обороты двигателя в рамках допустимых, не заходя в красный сектор тахометра.
Буксовка вашего неисправного авто с АКПП возможна со скоростью не более 40-50 км/ч и не дальше, чем на расстояние в 40-50 километров. В инструкции должны быть указаны эти характеристики. Для некоторых авто допустимая скорость может быть 20 км/ч, а предельное расстояние - 5-10 км.
Зимой АКПП нужно прогревать. При работающем двигателе, режимы работы нужно переключать по очереди – так масло будет циркулировать. Можно, удерживая тормоз, побыть в рабочем режиме.
Обязательно используйте стояночный тормоз!
Как нельзя использовать «автомат»
Нельзя пытаться завести авто методом буксировки. Наблюдайте за сменой положения рычага перемены режимов, двигаясь на скорости. Резкое перемещение на режим «2» или «1» при скорости 100 км/ч может спровоцировать занос и ДТП.
Нельзя переключать противоположные по значению режимы, когда автомобиль находится в движении. Парковаться или ехать в направлении назад можно только после того, как авто полностью остановится.
Для сохранения блокиратора, при остановке на уклоне притормозите авто стояночным тормозом.
«Нейтраль» нельзя использовать в пробках!
Нельзя пробовать разные масла и присадки.
Нельзя игнорировать сроки техобслуживания!
Выполняя советы, вы сбережете своей АКПП ее чуткое автоматическое здоровье!